Доступная высота: параметры инклюзивности становятся обязательным атрибутом комфортного города

Доступная высота: параметры инклюзивности становятся обязательным атрибутом комфортного города

Shutterstock/FOTODOM

Алексей СМИРНОВ, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения»:

Алексей СМИРНОВ.gif

В современном городе обеспечение доступной среды для всех категорий жителей происходит на уровне планирования, разработки проектов благоустройства и строительства новых линейных и нелинейных объектов, объектов капитального строительства. Соответственно, все это закладывается на стадии рабочей документации и в целом концепции, поскольку сейчас законодательство требует создавать максимально инклюзивную среду: нормативные акты действуют с 1995 года и регулярно обновляются, не допуская новое строительство, реконструкцию зданий и т. д. без обеспечения доступности к ним инвалидов и других маломобильных граждан.

В рамках планирования улично-дорожной сети и транспортной системы города все это включается как в задание на проектирование, так и в задание на производство подвижного состава. Так, например, по данным Департамента транспорта Москвы, уже к 2023 году более 90% наземного городского транспорта столицы стало низкопольным.

Параллельно в Москве реализуется обширная программа создания повышенных до 30 см платформ общественного транспорта, которые позволяют всем категориям жителей беспрепятственно входить в автобусы или трамваи и в случае необходимости раскрыть так называемую аппарель для того, чтобы можно было вкатить коляску в автобус.

В то же время, остается еще недостаточной доступность, например, пригородных поездов: не все платформы пригородного железнодорожного сообщения оборудованы удобными съездами и подъемниками и здесь требуется дальнейшая модернизация инфраструктуры. В других регионах ситуация с подвижным составом намного сложнее, общественный транспорт нуждается в обновлении и не выдерживает требований по инклюзии. Проблемы существуют и при адаптации пешеходной инфраструктуры: хотя многое уже сделано, практически во всех городах остается значительная часть тротуаров и пешеходных зон, нуждающаяся в реконструкции для маломобильных групп населения.

Зависят ли эти тренды от власти или от бизнеса? В какой-то степени да. И власти, и компании, которые строят и развивают город, и девелоперы учитывают эти требования к проектированию и должны продолжать учитывать для того, чтобы город был открытым и доступным для всех жителей, гостей, туристов. Но важны и другие аспекты. К примеру, постоянное обучение водителей и кондукторов общественного транспорта правилам обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями. С точки зрения инклюзии, стоит обратить внимание и на улучшение доступности при пересадках между разными видами транспорта, особенно в транспортно-пересадочных узлах.

Еще одно важное направление — расширение сети специализированного транспорта. Несмотря на то, что в той же Москве работает социальное такси для инвалидов, его сеть нуждается в развитии для удовлетворения растущего спроса.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.